top of page
Смотрите выступление
профессора Александра Майкапара
на тему "Учить студента учить"
Обложка МЖИСВИ без опечтаки.JPG

"Моя жизнь (и смерть) в искусстве. Дневник эпохи коронавируса"

Книга известного музыканта и педагога, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, заслуженного артиста России Александра Майкапара, представителя самой старой музыкальной династии России. В ней нашли отражение глубокие и важные мысли о музыке, ее интерпретации, отношении музыканта к своей миссии. Эти суждения и размышления – серьезные, порой ироничные и даже юмористические, но всегда важные по своей сути, получили воплощение в форме дневника общения музыканта с его студентами – общения нового по форме – дистанционного, вызванного особыми обстоятельствами нашего времени – пандемией коронавируса.
Книга адресована широкому кругу любителей музыки и всем, кто задумывается о путях преодоления физических и психологических трудностей нашей эпохи.
 
Книга – вопреки драматичному названию – излучает оптимизм.

Письмо Ани К..JPG

Летом 2020 года в РАМ им. Гнесиных были записаны видеокурсы: 

Заслуженный артист  России, профессор Александр МАЙКАПАР

Энциклопедия. История идей в западноевропейском искусстве.

Литература. Живопись. Архитектура. Музыка.

Цикл из 20 лекций

Введение. О названии и целях курса.

    Предлагаемый курс лекций ­­– итог многолетних раздумий о смысле, значении, судьбе великих творений европейского искусства. Александром Майкапаром опубликовано свыше 40 книг и около 300 статей, в которых отдельные мысли и суждения уже нашли путь к читателям. Но в формате единого цикла популярных лекций они излагаются впервые.

    Мало-мальски значимая оценка любого конкретного произведения искусства невозможна без осознания его в двух ипостасях: с одной стороны –­ как самодостаточного творения, с другой – как звена в процессе эволюции идей и образов.  

   Естественно, никакой курс лекций не может претендовать на исчерпывающий анализ колоссального наследия всего западноевропейского искусства христианской эпохи. Именно поэтому многое предстанет в обобщенном виде ­– как история идей. Но основополагающие идеи непременно иллюстрируются конкретными примерами. Девизом всего цикла можно считать тезис Г. Флобера – «Истина в деталях!»

I. Музыкальный мир библейского человека.

II. Упоминание в Библии музыкальных инструментов.

III. Иисус Христос: два тысячелетия в европейском искусстве.

IV. Христианство после 313 года.

V. Влияние Римской империи на христианское искусство.

VI.  Византийское искусство в Италии.

VII. Средневековый Запад: Романский стиль.

VIII. Готика. Готический собор – образ мира.

IX. Христианские святые в искусстве старых европейских мастеров.

X. Идеи Возрождения. «Возрождение» и «Ренессанс» - синонимы ли это?

XI. Итальянский Ренессанс. Об эрудиции Рафаэля. «Афинская школа».

XII. Итальянский Ренессанс. Об эрудиции Рафаэля. «Диспут о причастии». «Парнас».

XIII. Итальянский Ренессанс. "Св. Цецилия" и современная Рафаэлю музыка. Леонардо да Винчи.

XIV. Итальянский Ренессанс: Микеланджело. 

XV. Северное Возрождение: Дюрер, ван Эйк, Гольбейн и др.

XVI. Барокко. Архитектура. Живопись. Скульптура.

XVII. Барокко. Музыка. Рождение и эволюция оперы.

XVIII. Классицизм.

XIX. Романтизм.

XX. Освальд Шпенглер. «Закат Европы». ­- ?

Музыка в картинах старых мастеров

Цикл концертов-бесед о музыкальной иконографии.

I. Что "звучит" с картины "Музыкантши"? Музыкальная иконография как научная дисциплина.
II. "О, лютня, плату все тебе несут…" Музыка у Караваджо.
III. Музыка на картинах художников венецианской школы.
IV. О музыкальной эрудиции Рафаэля. Символика музыкальных инструментов.
V. Зримая музыка. Музыкальные сюжеты у голландских художников.
VI. Орган и клавесин на картинах – картины на органах и клавесинах. 
VII. Музыкальный инвентарий Барокко. Художники династии Брейгель.
VIII. Загадки портретов музыкантов.
IX. Воображаемый разговор И.С. Баха с Э.Г. Хаусманом.
X. Музыка в натюрмортах. 

ПРОШЕДШИЕ КУРСЫ:

Александр Майкапар ведёт занятия на курсах по повышнию квалификации
А. Майкапар Семинар Пианистические проблемы исполнения  камерной вокальной музыки.
Авторский семинар А. Майкапара Пианистические проблемы исполнения  камерной вокальной музыки.
Сентябрь 2018. Семинар Пианистические проблемы исполнения  камерной вокальной музыки проводит А. Майкапар.

Уважаемые коллеги!

 

          Центр переподготовки и повышения квалификации Российской Академии музыки имени Гнесиных

приглашает преподавателей музыкальных образовательных учреждений всех уровней

на АВТОРСКИЕ курсы повышения квалификации

заслуженного артиста РФ 

Александра Евгеньевича Майкапара

на тему: «Клавирные произведения И.С. Баха».

Время проведения -  апрель 2019 г. Даты уточняются.

Стоимость авторских курсов для преподавателей  

ДМШ и ДШИ, СПО и ВО – 12 000 рублей.

 По окончании курсов повышения квалификации слушатели получат удостоверения установленного образца (72 часа).

Заявки принимаются по факсу или электронной почте.

Форму заявки вы можете найти на официальном сайте РАМ имени Гнесиных в разделе ЦППК (ФПК).

Наши контакты: тел/факс: 8(495) 691-27-69,

e-mail: fpk@gnesin-academy.ru

Более подробную информацию

о программах курсов повышения квалификации

Вы найдете на сайте www.gnesin-academy.ru

в разделе ЦППК.

12-16 ноября 2018. Авторские курсы повышения квалификации «Венская классика: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Эволюция фортепианного стиля» Проводит Заслуженный артист  России Александр Майкапар.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ»
ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
 
Авторские курсы повышения квалификации
«Венская классика: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Эволюция фортепианного стиля»
Проводит
Заслуженный артист  России Александр МАЙКАПАР
12 ноября (понедельник)
10.30 – 11.00  Регистрация слушателей.
11.00 – 14.00  Фортепианные сонаты Йозефа Гайдна. От клавесина к фортепиано: эволюция клавирного   стиля. Характеристика современного  состояния дел в сфере исполнения музыки второй половины XVIII века. Исторический факт: творчество Гайдна хронологически охватывает жизнь Моцарта (Моцарт родился и умер  при жизни Гайдна). Аутентичное направление: pro et contra. Обзор фортепианного (сонатного) наследия Гайдна. Сколько у Гайдна сонат? Нумерация сонат. Обзор  изданий сонат Гайдна.
14.00 – 15.00 Обед
15.00 – 17.00  Исполнительский анализ сонат Гайдна раннего периода.
13 ноября (вторник)
11.00 – 14.00  Сонаты Гайдна среднего и позднего периодов.  Эволюция сонатной формы в творчестве Гайдна. Сонаты C-dur Hob. XVI/2; G-dur Hob. XVI/27; Es-dur Hob. XVI/.
14.00 – 15.00 Обед
15.00 – 17.00  Исполнительский анализ сонат Гайдна среднего и позднего  периодов.
 
14 ноября (среда)
11.00 – 14.00  Фортепианные сонаты Моцарта. Сравнение с сонатами Гайдна. Особенности сонатной формы Моцарта. Форма сонатного  Allegro. Соната как многочастный цикл. Тематические связи.
14.00 – 15.00 Обед
15.00 – 17.00  Исполнительский анализ  сонат  Моцарта. Сонаты G-dur KV283, С-dur KV309, F-dur KV.
15 ноября (четверг)
11.00 – 14.00  Фортепианные сонаты Бетховена. Фортепианная игра Бетховена. Инструменты Бетховена. Диапазон роялей Бетховена. Свидетельства Черни об игре Бетховена. Бетховен и К.Ф.Э.Бах. Бетховен и Гайдн. Бетховен и Моцарт. Бетховен и Я.Л.Дусик. Фортепианная музыка Бетховена раннего периода как запись оркестровой музыки для исполнения одним пианистом.
14.00 – 15.00 Обед
15.00 – 17.00 Исполнительский анализ сонат Бетховена. Сонаты: № 1 f-moll, ор. 2 № 1; № 10 ор. 14, №2.
 
16 ноября (пятница)
11.00 – 14.00  «Патетическая» соната Бетховена. Титульный лист. Стиль. «Два принципа» Бетховена. Динамика. Темп  и  ритм. Педаль (правая и левая).
14.00 – 15.00 Круглый стол. Выдача удостоверений.
 
Подробнее о курсах: тел.: 8(495) 691-27-69, e-mail: fpk@gnesin-academy.ru
Куры повышения квалицикации ведёт Александр Майкапар
Центр переподготовки и повышения квалификации
Российской Академии музыки имени Гнесиных
 
Завершился АВТОРСКИЙ СЕМИНАР 
заслуженного артиста РФ   АЛЕКСАНДРА МАЙКАПАРА

с 17 по 21 сентября 2018 года на тему:
Пианистические проблемы исполнения  камерной вокальной музыки.
Шуман, Шуберт, Вагнер, Брамс,  Сибелиус, С. Майкапар.
Наши контакты: тел/факс: 8(495) 691-27-69,
e-mail: fpk@gnesin-academy.ru
ПЛАН СЕМИНАРА

17 понедельник

11.00  - 13. 30 Вступительное слово - ректор РАМ им. Гнесиных профессор Г. В. Маяровская.

Ф. Шуберт. Зимний путь (Часть I). Исполняет Максим Золотаренко.

14. 30 -17. 00 Ф. Шуберт. Зимний путь (Часть II)

 

18 вторник

11.00  - 13. 30 Л. ван Бетховен. К далекой возлюбленной. Исполняет Максим Золотаренко.

14. 30 -17. 00 Й. Брамс. Песни. Я. Сибелиус. Романсы. Исполняет  Ольга Шошина.

 

19 среда

11.00  - 13. 30 Р. Шуман. Любовь и жизнь женщины. Исполняет  Люция Итальянская.

14. 30 -17. 00 Вагнер. Пять песен на стихи Матильды Везендонк. Исполняет Люция Итальянская.

20. четверг

11.00  - 13. 30 Р. Шуман. Круг песен, Op.39. Исполняет  Люция Итальянская.

14. 30 -17. 00 Гость семинара.

21 пятница

11.00  - 13. 30 С. Майкапар. «Шесть  немецких романсов» Исполняют  Ольга Шошина, Люция Итальянская, Максим Золотаренко.

14. 30 -17. 00 Гость семинара.

bottom of page