ИСТОКИ РУССКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ

The Origins of Russian Piano Music: Vol.3 In the Period of Emperors Paul I and Alexander I
The Origins of Russian Piano Music: Vol.3 
Истоки русской фортепианной музыки: Том 3. 
Александр Майкапар (фортепиано), Вера Журавлева (сопрано)
Русск муз 2.jpg
The Origins of Russian Piano Music: Vol.2  
Истоки русской фортепианной музыки: Том 2.
Александр Майкапар (фортепиано), Вера Журавлева (сопрано).
Русск муз 1.jpg
The Origins of Russian Piano Music: Vol.1 
Истоки русской фортепианной музыки: Том 1.
Александр Майкапар (клавесин), Вера Журавлева (сопрано)

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА РАДИО ОРФЕЙ

 
Два интервью Александра Майкапара,
данных им Владимиру Молчанову
в его авторской программе
«Рандеву с дилетантом»
на радио «Орфей» в 2013 году.
Александр Майкапар на радио орфей.JPG

2 февраля 2013 Александр Майкапар: «Надо мной всегда присутствовала тень деда…»       

Слушать и читать полностью на сайте Радио Орфей...

О своих великих предках, искусствоведческих трудах, творческих интересах и направлениях деятельности в программе «Рандеву

с дилетантом» рассказывает известный клавесинист, органист, пианист и музыковед — Заслуженный артист России Александр Евгеньевич Майкапар…  Одним из наиболее значительных трудов Александра Майкапара в области иконографии западного христианского искусства является фолиант «Новый Завет в искусстве». Ранее в его переводе также вышел «Словарь сюжетов

и символов в искусстве» Джеймса Холла — справочник, на сегодняшний день признанный классическим.
Внук знаменитого русского пианиста, композитора и одаренного музыкального писателя Самуила Майкапара, сочинения которого сегодня входят в обязательную программу всех детских музыкальных школ, Александр Майкапар ведет неустанную деятельность по изданию, сохранению и прославлению творческого наследия своего выдающегося деда.
О том, почему он считает важным чтить память великих предков и сохранять причастность к династической традиции,

он рассказал Владимиру Молчанову в программе «Рандеву с дилетантом»…


9 февраля 2013 Александр Майкапар: «Вся моя жизнь прошла между струями дождя…»

Слушать и читать полностью на сайте Радио Орфей...

Вторая встреча в программе «Рандеву с дилетантом» с Заслуженным артистом России Александром Майкапаром посвящена размышлениям о жизни. Александр Евгеньевич вспоминает рояль, подаренный ему Твардовским, необыкновенную пианистическую школу своего консерваторского профессора Теодора Гутмана и первые публичные концерты на клавесине…

1 ноября 2013 Александр Майкапар: «Ансамблевое музицирование сродни культурной беседе…»

Слушать и читать полностью на сайте Радио Орфей...

Нуждается ли профессия концертмейстера в реабилитации? На этот ключевой вопрос программы «Концертмейстер. Мастер концерта» отвечает мастер ансамблевого музицирования — известный клавесинист, органист, пианист и музыковед Александр Евгеньевич Майкапар…
Масштаб деятельности Александра Майкапара поистине огромен. Он не только известнейший музыкант, который исполнил

и записал полное собрание клавесинных произведений Баха, но также замечательный переводчик, блистательный публицист

и эссеист, автор научных трудов по музыке и искусству, великолепный рассказчик, комментатор и ведущий музыкальных передач

на русской службе Би-Би-Си... 

Свою особую любовь к ансамблевому музицированию Александр Майкапар объясняет в том числе и генетикой: «Мой дед,

который получил мировое признание как автор детских пьес, был помимо всего прочего замечательным пианистом.

Вместе с моей бабушкой, которая была певицей, они гастролировали в Европе, и он ей нередко аккомпанировал в концертах»...
Размышляя о природе ансамблевого исполнительства, Александр Майкапар замечает:
«Камерное музицирование — это полный аналог культурной беседы. Причем я подчеркиваю, что речь здесь идет именно

о культурной беседе. Не всякая беседа бывает культурной. Когда один говорит, а другие просто слушают — это уже нельзя назвать беседой: это может быть урок, лекция, информационное сообщение, но только не беседа. Беседа — это такое действо, где все участники имеют возможность не только высказаться, но и быть выслушанными. Так вот, на мой взгляд, камерное музицирование очень напоминает такую беседу — своего рода „sacra conversazione“. В итальянской живописи эпохи Возрождения есть целый жанр — „священное собеседование“. На этих картинах, как правило, изображены различные святые, но, глядя на них, никто

и никогда не задается вопросом — кто главнее…»

8 ноября 2013 Александр Майкапар: «Вокалист нуждается в руководителе…»

Слушать и читать полностью на сайте Радио Орфей...

«Совершенно неверна та позиция, которая гласит, что концертмейстер должен максимально стушеваться и дать дорогу солисту, — делится размышлениями Александр Майкапар. — Даже в каких-то неоспоримых эпизодах, где голос доминирует, связующие несколько нот музыкального сопровождения соединяют одно вокальное построение с другим. Если это будет сделано невнятно,

то целостность произведения будет разрушена».
А что говорить, когда пианист принимает участие в исполнении оперных арий, — продолжает музыкант, — ведь здесь сплошь

и рядом возникают ассоциации с оркестром и различными инструментами. Шнабель (австрийский пианист и педагог, — прим. ред.) говорил: «Когда я беру на рояле терцию, я уже слышу два инструмента». И я его очень хорошо понимаю. Возможно, я скажу крамольную вещь, но весь фортепианный Бетховен состоялся в последний период творчества. Его поздние сонаты (№ 30, 31) —

это подлинно фортепианная музыка. А его знаменитая «Лунная соната» (№ 14) — по своим идеям это оркестровое произведение, записанное для возможностей сыграть его на фортепиано.
И вот в руках концертмейстера уникальная возможность — выявить всю оркестровую красочность произведения. Разве
это

не увлекательная задача сама по себе? А выступить в роли дирижера и наставника вокалиста, обуздать его исполнительские амбиции — стать дисциплинирующим началом музыкального исполнения — разве это не увлекательно?».
«Мы должны понимать, что в наших руках — в руках музыканта — заключена жизнь и смерть шедевра, — говорит Александр Майкапар. — До тех пор, пока произведение игнорируется по каким-либо причинам (утраты, забвения, неизвестности автора

и т. д.), оно не существует — его попросту нет. Музыка обретает жизнь в исполнении. И мысль о том, чтобы даровать жизнь шедевру, должна возвышать в сознании каждого музыканта».

31 декабря 2015 «Карнавал». Передача первая.

Слушать и читать полностью на сайте Радио Орфей...

Шарль-Камиль Сен-Санс — человек, который написал много таинственной и удивительной музыки, но при этом терпеть не мог таинственное и мистическое. Сен Санс — французский композитор, органист, дирижёр, пианист, критик и педагог. Он написал сюиты «Карнавал животных». Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра — большая зоологическая фантазия, — всем этим наполнена эта сюита. В её частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки, либо просто ведётся подражание голосам животных.
«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» — А. Майкапар о «Карнавале животных».

 

3 сентября 2013 Вспоминая Артёма Петровича Агажанова (1913 - 1989)

Запись из личного архива Александра Майкапара

3 сентября 20013 Вспоминая Артёма Петровича Агажанова (1939 - 1989)Александр Майкапар
00:00 / 29:19