top of page
Концертный зал в в Аугартене, где 24 мая 1803 года состоялось первое исполнение Крейцеровой сонаты Бетховена
Георг Август Полгрин Бриджтауэр
Титульный лист "Героической симфонии" Бетховена. Рукопись.
Титульный лист "Героической симфонии" Бетховена

Николай Слонимский и его Книга музыкальных историй

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН


Бетховен как чудо-ребенок


  Нижеследующее объявление было опубликовано в газете "Кёльнише цайтунг" (Koelnische Zeitung) от 26 марта 1778 года:

  "Сегодня Бетховен [то есть отец композитора. - Н. С.] будет иметь честь представить двух своих учеников, а именно, мадемуазель Авердонк, придворное меццо-сопрано, и своего маленького шестилетнего сына, в зале Академии Музыки на Штернгассе. Первая будет иметь честь удовлетворить ожидания публики различными прелестными ариями, а последний разными красивыми концертами и трио, в которых, как они льстят себя надеждой, они полностью удовлетворят всех своих патронов, поскольку оба они уже имели честь выступить при всем дворе с большим успехом. Начало в пять часов вечера. Те дамы и господа, у которых нет абонемента, должны заплатить один гульден. Билеты можно приобрести в вышеупомянутом зале Академии музыки".

  Необходимо внести небольшое исправление в хронологию. Бетховену в то время было не шесть, а восемь лет. Бетховен-папаша фальсифицировал, дабы привлечь больше публики.

 

Королевская кровь Бетховена


  В эпоху, когда Европа была монархической, почитание королевского достоинства было столь сильным, для всех великих мира сего было вполне обычным претендовать на королевскую кровь. Хорон в своем "Историческом словаре музыкантов" утверждает, что Бетховен был внебрачным сыном Фридриха II Великого, короля Пруссии. Лондонский музыкальный журнал "Гармоникон" в ноябрьском номере 1823 года следующим образом комментирует это утверждение: "То, что Бетховен замечательный человек, не подлежит никакому сомнению, но, если этот государь действительно был его отцом, он являет собой величайшее из чудес, которое только знал мир: поскольку Фридрих II умер в 1740, период беременности г-жи Бетховен должен был продолжаться в точности 30 лет".
  Но Фридрих II умер не в 1740, а в 1786. Хронологически, по крайней мере, он мог произвести на свет Бетховена. Фердинанд Рис, ученик Бетховена, цитирует эти замечания "Гармоникона" в автобиографии без исправления в хронологии.

 

"Бриджтауэр" соната


  Первоначально Крейцерова соната Бетховена для скрипки и фортепиано, Op.47, была посвящена   Георгу Августу Полгрину Бриджтауэру (1780-1860) английскому скрипачу мулату, чью фамилию Бетховен произносил как Бричдовер.[1] Соната была впервые исполнена Бетховеном и Бриджтауэром в Вене 24 мая 1803 года. Бетховен едва успел закончить скрипичную партию утром в день концерта, а свою собственную партию он играл по черновой рукописи.[2]
  Почему же он изменил посвящение? Много лет спустя Бриджтауэр дал абсурдное объяснение. С его слов выходило, что Бетховен поссорился с ним из-за девушки, в результате чего их отношения стали натянутыми. Более правдоподобное объяснение, однако, то, что Крейцер - с которым Бетховен никогда не встречался, и который никогда не исполнял Крейцерову сонату на публике - обладал большим артистическим ореолом. Бетховен же был весьма чувствителен к соблазнам славы, по крайней мере, славы других музыкантов.

Концертный зал в в Аугартене, где 24 мая 1803 года
состоялось первое исполнение Крейцеровой сонаты Бетховена


  Примечания:

1/ Откуда Георг Август Полгрин Бриджтауэр был родом в точности не известно. Высказывалось предположение, что его имя, вернее, псевдоним, это аллюзия на названия столицы Барбадоса (острова в Атлантическом океане) Бриджтаун, откуда он в таком случае происходит. В Англии он стал известной личностью в музыкальном мире. В 1811 году он получил степень бакалавра музыки Оксфордского университета, преподавал музыку и выступал с оркестром Королевского Филармонического общества. Сохранилась переписка Бетховена с Бриджтаурэм, относящаяся к маю 1803 года, она свидетельствует о дружеском расположении Бетховена к этому музыканту. В этих письмах композитор обращается к нему не иначе, как "любезный Бриджтауэр" и называет его "очень искусным виртуозом в совершенстве владеющим своим инструментом".
  2/ Концерт, о котором идет речь, состоялся в концертном зале в Аугартене. Это один из венских парков, на территории которого имеется павильон, в котором проходили концерты, причем устраивались они очень рано, в 8 утра. Из Воспоминаний Риса: "Однажды утром Бетховен уже в половине пятого послал за мною и велел: "Перепишите-ка мне быстренько скрипичную партию первого Allegro" (...) Партия фортепиано была написана лишь отрывочно. И дивно прекрасную тему с вариациями F-dur Бирджтауэр вынужден был играть на концерте, состоявшемся в Аугартене в 8 утра, по собственной рукописи Бетховена, поскольку времени на переписку не оставалось". Что касается Крейцера, то он был очень раздосадован, когда узнал, что соната первоначально была посвящена не ему. Он так никогда и не выразил благодарности Бетховену за посвящение и не исполнял ее в концертах, И вообще, с этого времени демонстрировал неприятие музыки Бетховена. Но по иронии судьбы мы вот уже 200 лет вспоминаем его имя только в связи с этой сонатой.
Этой небольшой публикацией мы отмечаем 200-летний юбилей бессмертного шедевра Бетховена.

Титульный лист "Героической" симфонии


  Каждый ученик, занимающийся музыкой, знает историю создания "Героической" симфонии Бетховена. Живые повествования во всех биографиях Бетховена, рассказывают нам, как Бетховен, разочарованный в действиях Наполеона, провозгласившего себя императором Франции, разорвал страницу с посвящением ему симфонии, и никогда больше не упоминал имени Наполеона.


Эта история рассказывается на основании свидетельства биографа и друга Бетховена Антона Шиндлера:
  "Бетховен пребывал в твердом убеждении, что единственным желанием Наполеона было сделать Францию республикой. Отсюда его уважение и энтузиазм по отношению к Наполеону. Изготовленная для Первого Консула Французской республики чистовая копия этого музыкального творения с посвящением ему, должна была быть вот-вот отправлена через французское посольство в Париж, но тут в Вене стало известно, что Наполеон Бонапарт добился провозглашения себя императором Франции. Первое, что сделал Бетховен, когда получил известие об этом, он разорвал титульный лист этой симфонии, и швырнул произведение на пол, с которого он запретил его поднимать. Прошло много времени, пока Бетховен оправился от этого потрясения и позволил, чтобы это творение было дано миру под названием "Героическая" симфония"".


  Рассказ Шиндлера имеет ореол достоверности до тех пор, пока не осознаешь, что Шиндлер родился в 1795 году, а "Героическая" симфония" была написана в 1804 году, когда Шиндлеру было 9 лет. Этот факт не позволяет принимать Шиндлера в качестве надежного источника информации: все его сведения пришли из вторых рук, гораздо позднее самого события.

По-видимому, более правдоподобный рассказ содержится в мемуарах ученика Бетховена Фердинанда Риса:
  "Как я, так и другие его ближайшие друзья часто видели эту симфонию переписанной в партитуре у него на столе; наверху, на заглавном листе, стояло слово "Буонапарте", а внизу "Луиджи ван Бетховен", и ни слова больше... Я был первым, принесшим ему известия, что Бонапарт провозгласил себя императором. Бетховен пришел в ярость и воскликнул: "Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!" Бетховен подошел к столу, схватил заглавный лист. Разорвал его с верху донизу и швырнул на пол. Первая страница позже была переписана, и симфония стала называться "Героическая" симфония".


  Рис писал свои мемуары более тридцати лет спустя после того, как произошла сцена, которую он так живо описал. Это ставит под вопрос достоверность его как свидетеля. Вопреки свидетельствам обоих, Шиндлера и Риса, титульный лист "Героической симфонии" сохранился; он демонстрирует, что посвящение Наполеону было тщательно вымарано чернилами, хотя слово Бонапарт все же можно разобрать под слоем чернил. Старательность, с которой Бетховен зачеркивал посвящение, конечно, не подтверждает ту вспышку гнева, которую Рис описывает в своих мемуарах.

Титульный лист "Героической симфонии" Бетховена

  Более того, имеется письмо Бетховена от 28 августа 1804 года, в котором он обращается к своим издателям Брайткопфу и Гертелю, и упоминая о симфонии сообщает, что "Симфония, собственно, имеет наименование Бонопарт". Вопреки утверждению Шиндлера, что Бетховен долгое время не разрешал публиковать симфонию, Бетховен со всей очевидностью пытался продать рукопись Брайткопфу и Гертелю; после их отказа опубликовать ее, сославшись на то, что она слишком сложна для исполнения, он передал ее другому издателю в Вене. Партитура была издана в октябре 1806 года с посвящением князю Лобковицу.


  Но, какова же истинная история "Героической" симфонии?
  Идея посвятить симфонию Наполеону была предложена Бетховену французским послом в Вене, Бернадотом, и Бетховен с воодушевлением принял это предложение. Бетховен имел полное право (все основания) надеяться, что Первый Консул Французской республики будет не менее щедр, чем венский князь. Вполне оправдано предположить, что должен был много раз спрашивать у французского посла о принятии симфонии. В продолжение нашего предположения, можно вообразить себе письмо от французского посла в Вене к Первому Консулу Франции от Апреля 1804 года примерно такого содержания:


  "Ваше превосходительство! Знаменитый композитор Бетховен, который приобрел большую славу среди любителей музыки этого города, благодаря увертюрам, сонатам и другим произведениям закончил сочинение большой симфонии, которую он желает преподнести Вам с подобающим посвящением, превозносящим Ваше служение человечеству и вашу любовь к свободе. Если мне позволительно давать Вам совет, то скажу, что это будет способствовать упрочению Вашей совершенно заслуженной славы, как поборника культуры и покровителя изящных искусств. В таком случае следует перевести во французское посольство в этом городе некую сумму денег, которая не должна быть чересчур большой, и перечислена она может быть в местной валюте по сниженному курсу. Эта сумма могла бы служить вознаграждением за труд Бетховена, поскольку Бетховен, несмотря на повсеместное признание его гения, находится в стесненном материальном положении".


  Это воображаемое послание должно было дойти до Наполеона накануне его провозглашения императором Франции. Когда новости о coup d'etat (фр. - государственный переворот) достигли Вены, Бернадот должен был оповестить Бетховена, что нет никаких перспектив на принятие Наполеоном посвящения. Бетховен был крайне чувствителен к разочарованиям финансовой порядка; и это разочарование должно было усилить негодование узурпацией Наполеоном императорской власти. То, что Бетховен два месяца после французского переворота еще колебался, не стоит ли симфонии оставаться Наполеоновской, доказывается его письмом к издателям, процитированном выше, датированным двумя месяцами спустя после того, как новости о деянии Наполеона достигли Вены.


История распорядилась так, что Бернадот стал королем Швеции. Бетховен пытался поддержать старые связи с ним, когда в 1823 году он просил его подписаться на издание "Торжественной мессы". Но король Швеции так и не ответил на скромную просьбу своего старого друга.


  В качестве постскриптума к "Героической" симфонии интересно отметить: много времени спустя после смерти Бетховена и Наполеона, один голландский музыкант указал в письме к Рису, что "Наполеон" по-итальянски имеет столько же букв, сколько полное имя Бетховена по-голландски:
  Lodewyk van Beethoven
  Napoleone Buonaparte

 


Перевод с английского и комментарии
ученика VIII класса школы № 1227
Викентия Майкапара

 

bottom of page