Концерты - Циклы лекций и лекций-концертов

Заслуженный артист  России, профессор Александр МАЙКАПАР

Энциклопедия. История идей в западноевропейском искусстве.

Литература. Живопись. Архитектура. Музыка.

Цикл из 20 лекций

Введение. О названии и целях курса.

    Предлагаемый курс лекций ­­– итог многолетних раздумий о смысле, значении, судьбе великих творений европейского искусства. Александром Майкапаром опубликовано свыше 40 книг и около 300 статей, в которых отдельные мысли и суждения уже нашли путь к читателям. Но в формате единого цикла популярных лекций они излагаются впервые.

    Мало-мальски значимая оценка любого конкретного произведения искусства невозможна без осознания его в двух ипостасях: с одной стороны –­ как самодостаточного творения, с другой – как звена в процессе эволюции идей и образов.  

   Естественно, никакой курс лекций не может претендовать на исчерпывающий анализ колоссального наследия всего западноевропейского искусства христианской эпохи. Именно поэтому многое предстанет в обобщенном виде ­– как история идей. Но основополагающие идеи непременно иллюстрируются конкретными примерами. Девизом всего цикла можно считать тезис Г. Флобера – «Истина в деталях!»

I. Музыкальный мир библейского человека.

II. Упоминание в Библии музыкальных инструментов.

III. Иисус Христос: два тысячелетия в европейском искусстве.

IV. Христианство после 313 года.

V. Влияние Римской империи на христианское искусство.

VI.  Византийское искусство в Италии.

VII. Средневековый Запад: Романский стиль.

VIII. Готика. Готический собор – образ мира.

IX. Христианские святые в искусстве старых европейских мастеров.

X. Идеи Возрождения. «Возрождение» и «Ренессанс» - синонимы ли это?

XI. Итальянский Ренессанс. Об эрудиции Рафаэля. «Афинская школа».

XII. Итальянский Ренессанс. Об эрудиции Рафаэля. «Диспут о причастии». «Парнас».

XIII. Итальянский Ренессанс. "Св. Цецилия" и современная Рафаэлю музыка. Леонардо да Винчи.

XIV. Итальянский Ренессанс: Микеланджело. 

XV. Северное Возрождение: Дюрер, ван Эйк, Гольбейн и др.

XVI. Барокко. Архитектура. Живопись. Скульптура.

XVII. Барокко. Музыка. Рождение и эволюция оперы.

XVIII. Классицизм.

XIX. Романтизм.

XX. Освальд Шпенглер. «Закат Европы». ­- ?

Музыка в картинах старых мастеров

Цикл из 10 концертов-бесед о музыкальной иконографии.

I. Что "звучит" с картины "Музыкантши"? Музыкальная иконография как научная дисциплина.

II. "О, лютня, плату все тебе несут…" Музыка у Караваджо.

III. Музыка на картинах художников венецианской школы.

IV. О музыкальной эрудиции Рафаэля. Символика музыкальных инструментов.

V. Зримая музыка. Музыкальные сюжеты у голландских художников.

VI. Орган и клавесин на картинах – картины на органах и клавесинах. 

VII. Музыкальный инвентарий Барокко. Художники династии Брейгель.

VIII. Загадки портретов музыкантов.

IX. Воображаемый разговор И.С. Баха с Э.Г. Хаусманом.

X. Музыка в натюрмортах. 

САЙТ ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РОССИИ АЛЕКСАНДРА МАЙКАПАРА